19 февраля 2009 исполнилось 154 года со дня рождения человека, много сделавшего для крымского сада, для прославления крымскотатарской агрокультуры, человека, относившегося с уважением и к Крыму, и к его коренным жителям – крымским татарам.
Всемирно известный украинский ученый-плодовод и помолог, классик мирового и отечественного плодоводства Лев Симиренко (19.02.1855 – 6.01.1920 гг.) родился в родовой симиренковской усадьбе Платонов Хутор Черкасского уезда Киевской области недалеко от станции Городище-Воронцово.
Род Симиренко имеет древние казацкие корни. После уничтожения Запорожской Сечи и введения в Украине крепостничества казаки Корсунского полка становятся крепостными князей Воронцовых. Дед будущего ученого Федор Симиренко смог выкупить себя сам из крепостного рабства и всех своих детей. Вместе со своими родственниками братьями Яхненко, тоже бывшими казаками и крепостными графов Самойловых, организовали коммерческую структуру, торгово-промышленную фирму «Братья Яхненко — Симиренко».
Фирма украинских предпринимателей внесла большой вклад в экономическое промышленное развитие Приднепровья, юга Украины, особенно Одессы. За заслуги перед Российской империей основоположники фирмы были удостоены высоких званий потомственных почетных граждан и купцов первой гильдии.
Фирма «Братья Яхненко — Симиренко» построила несколько крупных сахарных заводов на Киевщине и два мощных завода под Городищем, близ Платонового Хутора: Городищенский сахарно-рафинадный и машиностроительный. Талантливейшие организаторы сахарной промышленности, торговли и пионеры отечественного машиностроения стали монополистами производства сахара-песка, рафинада и пастилы не только на российском рынке, но и в Европе. На машиностроительном заводе, оснащенном новейшим оборудованием, производили не только паровые двигатели и оборудование для сахарных заводов, но и первые в России цельнометаллические корабли.
Руководители фирмы оказывали значительную помощь развитию украинской национальной культуры, выступали за обучение детей на родном языке. Они финансировали издание литературы и учебников на украинском языке. На средства великого мецената Платона Симиренко, отца Льва Платоновича, осуществлено в 1860 году последнее прижизненное издание «Кобзаря» Тараса Шевченко. Фирма оказывала также поддержку польскому национально-освободительному движению.
Лев Симиренко вместе с братьями воспитывался в Одессе в частной гимназии мадам Кнери. Гимназию будущий ученый окончил с золотой медалью в 1872 году и сразу же поступил на технико-агрономическое отделение физико-математического факультета самого молодого в России Новороссийского императорского университета, в котором проучился почти два года. Через закрытие технико-агрономического факультета в 1873 году вынужден был перевестись сначала в Санкт-Петербургский политехнический институт, а летом 1874 года поступил на естественное отделение Киевского императорского университета Святого Владимира.
Еще будучи гимназистом старших классов, Лев Симиренко познакомился и начал тесно сотрудничать с революционным молодежным движением, тесно дружил с Андреем Желябовым и другими видными деятелями народовольческого движения.
За участие в студенческих волнениях и революционных кружках Лев Симиренко неоднократно подвергался обыскам и краткосрочным арестам. В 1876 году студенческие выступления в Киеве вылились не только в прямой конфликт с университетским начальством, но и полицией. Десятки киевских студентов тогда были исключены из университета и отправлены в армию. Врожденная близорукость тогда уберегла Льва Симиренко от армии, а влиятельные родственники помогли ему перевестись на учебу в Новороссийский университет. В нем второй раз будущий ученый учился два года. Университет Л. Симиренко окончил в конце 1879 года. За одну из научных работ кроме диплома об университетском образовании ему присудили еще и ученую степень кандидата естественных наук. Правда, известие об этом застало молодого ученого в Мценской пересыльной тюрьме. Арестовали Льва Симиренко в ноябре 1879 года в родной усадьбе, после окончания университета.
Причины ареста будущего великого ученого-плодовода частично освещены в био- библиографическом словаре «Деятели революционного движения в России» (Москва, 1932, т. ІІ, — вып. ІІІ М – Р. – с. 1455). В работе сказано следующее: «По распоряжению генерал-губернатора от ноября 1879 года за сношения с главными членами киевского революционного сообщества и содействие им выслан в административном порядке под гласный надзор в Восточную Сибирь».
Официальное большевистское издание, контролируемое Кремлем, умолчало о другом, более весомом преступлении – принадлежности Льва Симиренко к украинскому национал-патриотическому движению —к так называемым украинофилам и сепаратистам. Именно это обвинение и привело будущего выдающегося ученого не только к его восьмилетней ссылке в Сибирь, но и к окончательному разгрому некогда знаменитой торгово-промышленной и мощной фирмы «Братья Яхненко — Симиренко».
Лев Симиренко с 1879 по 1886 годы прошел все круги этапного ада и ссылки в Красноярск и Восточную Сибирь. В ссылке ученый тяжело заболел и лишь жена, известная польская революционерка Альдона Гружевская и гуманный врач Красноярской тюрьмы уберегли его от неминуемой гибели.
В ссылке Лев Платонович не прекращает заниматься общественной и революционной деятельностью. Под его руководством в Сибири организовывается фонд помощи политическим заключенным и ссыльным. Он лично проводит большую работу по инвентаризации сибирских политических заключенных и ссыльных.
В Красноярске у сибирского магната Кузнецова Лев Симиренко организовал оранжерейное хозяйство и стал выращивать диковинные для Сибири овощи и даже ананасы. Он предложил сланцевую культуру выращивания плодовых культур в суровых климатических условиях Сибири. И вполне заслуженно считается основоположником сибирского садоводства.
В конце 1886 года молодая чета Симиренко возвращается из ссылки. Им не разрешили жить в Украине, и некоторое время Симиренко вынуждены были несколько месяцев находиться в Курске. Обращения матери к губернатору, в Министерство внутренних дел и даже к царю возымели действие. Льву Платоновичу, жене Альдоне Эмилевне и только что родившейся дочери Татьяне разрешили жить в родовой усадьбе под гласным надзором полиции и без права выезжать и работать в крупных городах империи.
Разрешение на снятие политического надзора над семьей Симиренко было принято лишь в конце 1890-х гг., когда ученый находился в апогее мировой славы. Лишенный возможности жить в городах, работать в научных и учебных заведениях и пребывать на государственной службе, Л. Симиренко в 1887 году создает свой помологический питомник и крупную помологическую коллекцию и начинает всестороннее изучение сортов плодовых культур. Фактически помологический питомник и коллекционный сад Л. Симиренко были первыми научными учреждениями по плодоводству в России. Кроме того, ученый организовал выращивание саженцев лучших сортов плодовых культур. Саженцами из его питомника заложены все крупные сады не только в Украине, Польше, России, Средней Азии, на Северном Кавказе, но и во Владивостоке.
С конца ХІХ столетия за Л. Симиренко прочно закрепилась слава «короля российского плодоводства». Он постоянный участник всех престижных международных и всероссийских выставок плодоводства. Льва Платоновича избирают почетным членом всех весьма престижных помологических и садоводческих обществ Западной Европы. С 1888 года Л. Симиренко, приехав на лечение в Крым, начинает изучение плодоводства этого региона. Последний творческий приезд в Крым ученый осуществил в 1917 году. На Южном берегу и в Предгорье, где в тот период и было сосредоточено промышленное плодоводство, не было практически ни одного хозяйства или крупного сада, которые бы не посетил ученый. Он детально обследовал сады всех крымских долин, в том числе и долину реки Салгир. Имеющиеся в нашем распоряжении документы и публикации самого автора свидетельствуют о его пристальном внимании к усадьбе «Салгирка». Не без участия Л. Симиренко в 1913 году в «Салгирке» была открыта первая в Российской империи государственная опытная станция садоводства. Ее директором стал близкий товарищ Льва Платоновича, губернский энтомолог С. Мокржецкий. На станции Лев Платонович жил и работал весьма часто. В Крыму и, в частности, в Симферополе документально известно несколько мест, тесно связанных с жизнью и деятельностью выдающегося ученого: прежде всего — усадьба «Салгирка» и Воронцовский дворец, здание губернской земской управы и библиотеки «Таврика», усадьбы докторов В. Таюрского и Н. Бетлинга, сад Павла Щербины, домик врача Мильгаузена, дом губернатора (ул. Ленина, 15), где в апреле 1912 года крымские садоводы вручали императору Николаю ІІ только что вышедший экземпляр I тома «Крымского промышленного плодоводства». Эта акция оказалась решающей в подписании императорского указа о создании первой в России Салгирской помолого-садоводческой станции (ныне знаменитой Крымской опытной станции садоводства).
Результатом более чем 25-летнего изучения ученым плодоводства Крыма явились десятки крупных научных статей и монографических работ: «Опыт и исследования крымского промышленного плодоводства» и «Материалы к изучению крымского промышленного плодоводства».
Указанные работы послужили основой для подготовки написания фундаментального научного труда «Крымское промышленное плодоводство», рукопись которого была завершена в 1908 году и представлена на конкурс, посвященный 50-летию императорского Российского общества плодоводства. Работа общим объемом более 2000 страниц получила наивысшую награду, Большую золотую медаль и специальный именной приз императрицы. Автор, окрыленный успехом, получил предложение от Симферопольского отдела императорского Российского общества садоводства издать труд на общественные средства.
В 1912 году в Москве вышел I том этого эпохального научного труда «Крымское промышленное плодоводство». Работа имела грандиозный успех как внутри страны, так и в мире. Ведущие садоводческие страны мира (Франция, Германия, Италия) начали переговоры с украинским ученым о переиздании I тома. Сам Л. Симиренко напряженно работал над вторым изданием работы и над подготовкой ІІ и III томов. Однако разразившаяся Первая мировая война, Февральская революция и гражданская война разрушили все планы автора. Рукописи указанных работ затерялись в издательствах, и автор так и не увидел их при жизни. Таким образом вышедший I том — это лишь третья часть задуманного Л. Симиренко труда. Но даже и в этом весьма усеченном виде работа выдающегося ученого оказала колоссальное влияние на развитие не только отечественного, но и мирового плодоводства. Гениальный ученый обосновал развитие промышленного плодоводства как важной отрасли экономически развитых стран мира. Он первым в научном мире ввел термины «промышленное плодоводство», «промышленный сад» и «промышленный сорт».
Благодаря работе Л. Симиренко мир открыл для себя не только крымское промышленного плодоводство, но и больше узнал Крым. Исследования выдающегося украинского ученого способствовали превращению крымского садоводства в мощную экспортную отрасль.
Величайшим научным достижением Л. Симиренко является подготовка рукописи крупнейшей в мире помологической работы трехтомной «Помологии».
Указанная работа вышла в свет лишь через 40 лет после трагической гибели Л. Симиренко и стала визитной карточкой Украины в мире.
Сам выдающийся ученый был зверски убит чекистами в своем доме на глазах семьи в первые дни установления большевистского режима на Черкасщине на рождественские праздники 1920 года.
Л. Симиренко горячо любил и был искренне привязан к Крыму. В своей гениальной работе, посвященной крымскому плодоводству, он писал: «Я исподволь знакомился с Южным берегом, предпринимая длинные экскурсии по всем его направлениям, и чем я больше осваивался с краем, тем глубже к нему привязывался, так что, сейчас он мне не менее дорог и люб, чем природному крымчаку.
Там, в Крыму, я не чувствую себя ни чужаком, ни посторонним, я принимаю горячо к сердцу его интересы и тут я как бы обрел свою вторую родину».
Вскоре после выхода в свет I тома «Крымского промышленного плодоводства» один из руководителей императорского Российского общества плодоводства Василий Гомилевский писал: «Счастлива страна, в какой живут и работают такие труженики, каким является Л. П. Симиренко».
Поэтому не только долгом, но и обязанностью всех благородных крымчан является увековечение памяти выдающегося ученого на территории Крыма, которому ученый посвятил свою жизнь и оставил здесь свое сердце. Постановление Верховной Рады Украины от 7 февраля 2002 года о чествовании памяти Л. Симиренко обязывает нас сделать это незамедлительно.
Петро ВОЛЬВАЧ, академик УЭАН.
Интересная статья. Но есть 1 опечатка — Сигизмунд МокржЕцкий — энтомолог Таврической губернии
да. я исправил. а статью просто копировал. их прокол:)
надо бы и о Мокржецком страницу сделать…
Это так хотелось бы Бандеровцам!!! Садовод Симеренко
Появился на свет в Екатиринодаре после переселения туда части запорожских казаков!Так и назывался Кубанский Запорожский полк. Охранял он южные границы России! Я не знаю ,почему об этом молчат краснодарцы! Я уже 57 лет покинул вынужденно те места!