Маршрут от остановки «Лучистое» на троллейбусной трассе к руинам средневековой крепости Фуна, а затем к знаменитой Долине Привидений с Никулинским дубом из «Кавказской пленницы» и камнем «бесконечного блуждания» из фильма «Спортолото-82» — простое и очень эффектное путешествие.
Здесь хорошо в любое время года, но особенно красиво и комфортно в марте. Причем весной на обращенных к югу горных склонах значительно комфортнее и теплее, чем даже в южнобережных парках, я уже не говорю о набережных, где остывшее море делает воздух зябким и неприятным с января по апрель. А с нагретых ярким весенним солнышком горных полян море выглядит очень эффектно. В общем — в путь!
По следам «Кавказской пленницы». Маршрут 1 — пешком
Март 2004
Почти все горные сцены известной комедии «Кавказская пленница» снимались у подножия горы Демирджи у с. Лучистое. Причин, точнее удобств и преимуществ эти места имеют для киносъемок множество: удобные, красивые и мало загруженные шоссе, отсутствие в панорамах почти по полному кругу каких-либо построек, столбов и прочих хозяйственных или бесхозяйственных следов, но зато гор и скал много на разных расстояниях и каких-угодно очертаний. На Кавказ, правда, не очень похоже, как, впрочем, и на Кордильеры или Пиренеи (запечатленные в других фильмах). Но ведь от декорации никогда не требуется полное подобие…
Сами по себе здешние места очень интересны как по природе, так и по истории, так что ходить сюда можно не только на прогулки, но и работать годами, чем и занимаются некоторые мои знакомые: археолог Мыц, геолог Лаломов, фотограф Голобородько, организатор туризма Мойкин.
Мои знания довольно поверхностны. Но я предлагаю всего лишь прогулку.
Начнем с троллейбусной трассы.
Остановка «Лучистое» (это на самом деле только примыкание к трассе с востока шоссе на Лучистое) находится на полпути между Алуштой и Ангарским перевалом. Чуть ниже павильона остановки построена роскошная автозаправка «ЛукОйл», замечательно вписанная в скальный хаос из розоватых глыб мраморизованного яйлинского известняка. После зимы газоны выглядят еще скромно, но летом это настоящие яркие ковры. Рядом с окошком оператора есть магазин, где можно купить не только продукты или питье, но и фотопленку. Над заправкой и всем окружающим простором источает соблазны круглое здание ресторана «Лукоморье». Кухня итальянская и славянская. Очень осмысленный подбор вин. Есть известные итальянские (напр., Кьянти классика), французские (напр., Шабли), португальские вина. Среди крымских я обнаружил «Золотое поле» ур.1991 г., его выдерживал в своих подвалах «Коктебель», а виноградников тех уже не существует. Пожалуй, это лучшее вино для поминок Советского Союза. Ресторан средней ценовой категории, какие-нибудь замудреные макароны обойдутся в гривень 50-70, бутылка французского вина в 80-200.
(ресторан давно закрыт! статья написана в 2004 году)
Ладно, в магазинчике внизу цены на все обычные алуштинские.
С видовой площадки ресторана можно обозреть весь массив Демирджи. Как это водится в русском языке, для которого важна лишь традиция, но никак не правила, название это принято писать с ошибкой, да еще и произносят его часто с ударением не первом слоге. Между тем, другие названия с корнем «демир, темир (железо)» — Демир-капу, Темиртау – пишутся с «и» после «м». Демирджи означает с крымскотатарского «кузнец». Легенду про злого кузнеца и девушку Марию я пересказывать не буду. Она мне очень надоела и никогда не нравилась. Название Демирджи (так называлось раньше и Лучистое) вполне можно объяснить тем, что кузни были главным ремеслом местных жителей, обслуживающих древнюю дорогу из долины р. Салгир к Алуште. Греческое название здешнего средневекового местечка и крепости – Фуна (Дымная) тоже может быть связано с кузнечным ремеслом.
Массив Демирджи разделен примерно пополам седловиной. Северная Демирджи сложена, как и большинство яйл, из мраморизованного известняка, пласты которого подняты к югу. Она имеет высоту 1359 м, но ее вершина отодвинута от троллейбусной трассы дальше на восток, чем Южная (1239 м) и не выглядит такой высокой. По яйле Сев. Демирджи замечательное катание на горном велосипеде или джипе. Поверхность всхолмлена, изобилует живописными скальными выходами, лесочками в балках или карстовых воронках, пейзаж девственный и дружелюбный. Ехать можно во все стороны: на север к Симферополю, на восток к водопаду Джур-Джур, на юг несколько круто, пейзаж уже скорее фантастический и фаллический. Название Долина Привидений весьма нейтрально. Даже с большого расстояния почти все «привидения» неприлично и однообразно возбужденно торчат вверх.
Шоссе на с. Лучистое начинается на другой стороне от бензозаправки, чуть выше. По нему проходим мимо села Лаванда и зданий эфиромасличного совхоза, слева от шоссе поднимается грунтовая дорога, она петлями подходит к грандиозному нагромождению каменных глыб, под которыми похоронена прежняя деревня Демирджи. Несколько домов были просто раздавлены 4 апреля 1894 г. Размеры многих глыб 8х10х15м, так что их видно даже с трассы. Обвалы происходят довольно часто, последний был в 1989 г., сколы этих глыб (массой до 2 тыс. тонн каждая) светлые – свежие. При наличии хоть небольшого здравого смысла и калькулятора можно легко посчитать, что если за сто лет бровка Южной Демирджи отодвинулась на 8-10 метров, то за те как бы 12 млн лет, что ей в качестве возраста сочиняют геологи-униформисты («постепенщики»), она должна бы занимать в исходнике размеры всего Крыма :))
Ну ладно, это была теория. На практике мы вскоре свернули с грунтовки и пошли через ручей. Тропинок очень много, так что можно просто держать направление на обвальные глыбы. Еще одна реальная вещь, очень далекая от общепринятых суждений – невероятное обилие подснежников и цикламенов. Крымские эндемики – цикламен Кузнецова и подснежник складчатый (галантус) – растения луковичные, сбор их цветов никакого вреда представлять не может. Собирают и продают их люди совсем бедные. То что на них устраивают облавы облаченные в бронежилеты верзилы с автоматами – просто позор, а вовсе ни какая ни борьба за всякие там красные книги. Кстати, и в Красную книгу СССР крымский подснежник никогда не вносился, поскольку исчезающим видом не является и отлично растет в палисадниках. Эндемик, это вид, растущий на определенной местности. Вот ландыш как раз эндемиком не является, растет и в Средней полосе России, но с ним, действительно, проблемы, сейчас он стал редкостью.
Выбравшись из грабово-дубовой чащи на открытый склон, мы оставили внизу и поляны с подснежниками, теперь под ногами были лишь доцветающие желтые крокусы. Тоже занятная штука – другое их название – шафран сузианский. Шафран — это приправа, которая делает узбекский плов таким желтым. Но у нас крокус никак не заготавливают. Цветут желтые крокусы с января или февраля в оттепели. Синий крокус называют безвременником, он вообще цветет в ноябре или декабре (конечно, тоже при возврате тепла).
Крепость снизу никак не видна, но можно ориентироваться на яркие и отчетливо обрубленные скалы – нечто вроде первого этажа обвалов с Демирджи. Верхние части этих древних глыб кое-где торчат из поля. Вначале их можно принять за остатки бетона. Конгломерат, из которого состоит Южная Демирджи, очень похож на бетон, который делают из речной гальки. Только кроме песка, гравия и гальки попадаются и серьезные большие валуны, причем все это совершенно из разных пород – по цвету, плотности и происхождению. Есть и песчаник из «слоеного пирога» таврических сланцев, есть и темно-синие диориты и диабазы, вроде тех, их которых состоит Аю-даг и Кастель.
Есть и красноцветные граниты, ближайшая родина которых – Украинский кристаллический щит (район между Кировоградом и Запорожьем). Мощность этой породы 1750 м (то есть уходит ниже уровня моря). Внятного объяснения этого феномена я в литературе не встречал. Если кто подскажет, буду благодарен. Ясно и ежу, видевшему речную (круглую) и морскую (плоскую) гальку, что наносы в здешних конгломератах речные. Впрочем, как и в массиве Пахкал-кая (он находится за Северной Демерджи, это тоже замечательное место для прогулок). Ни о каком прибрежном мелководье, на который ну очень постепенно сыпалась галька с несуществующего «гористого острова на месте современного Черного моря», как это утверждает профессор Лебединский, не может быть и речи. Берег это линия, а не отдельные пятна, а земная кора под Черным морем – субокеанического типа (тонкая и тяжелая) и свое развитие она ведет от древнего океана Тэтис, а не от какой-то суши, выдуманной только для того, чтобы компенсировать недостаток знаний.
Крепость, или с меньшей претензией, укрепление Фуна возведено было в Средние века христианским княжеством Феодоро (столица на Мангупе), чтобы охранять свои восточные границы, причем не столько от кочевников, сколько от натиска средиземноморских колонизаторов. Одни из которых – генуэзцы эту крепость и разрушили. На крепости в марте еще не проводились экскурсии, но с апреля (это уже наша следующая поездка), можно послушать экскурсовода. Из наиболее ярких деталей можно назвать плиту из белого инкерманского известняка (высеченную, вероятно, вблизи Мангупа) с несколькими гербами мангупских князей. Среди них герб армянского рода Гаврасов (от них происходят русские бояре Ховрины) и двухглавый орел византийской династии Палеологов. Это герб через пару сотен лет стал и гербом России, также благодаря браку с царевной из византийского рода. – Ну это мой небольшой намек, на то, что история государственности Крыма некоторым образом старше и российской, и украинской вместе взятых :))
Напротив этой пафосной находки – не менее занятная древность. Наверное, многие слышали об осадных колодцах, есть такой на Эски-кермене, а недавно открыт и на Чуфут-кале. А тут – осадный туалет.
Довольно ловко и удобно врезан в крепостную стену, на другой стороне которой есть небольшое стоковое отверстие. Причем, в отличие от убогих нынешних сортиров с дырой в полу, здесь весьма эргономично устроена каменная полочка, на которой можно расслабленно и комфортно восседать и философически глядеть на простор яйлы. Вероятно, хозяева Фуны вовсе не принадлежали к партии корточкистов (я о такой читал у какого-то философа-футуриста). Самая высокая часть руин со сводчатыми проемами – храм. Здесь все фотографируются, сквозь проемы на заднем плане можно ловить разнообразные силуэты Демирджи. К которой мы вскоре и направили свои бренные кроссовки.
В изданном в 2002 г. путеводителе все того же В. Лебединского в качестве важной приметы маршрута упоминается персиковый сад. Насколько давно он был раскорчеван, трудно сказать, но главное, что в Крыму никогда не стоит принимать всерьез указанные на картах и в книгах границы леса или садов, а также и расположение грунтовок, все это очень изменчиво. Ориентирами могут быть только горные вершины. Линии ЛЭП и трассы газопроводов, в общем, тоже достаточно надежны.
Дорога между обвальными глыбами вьется мимо очень уютных травяных лужаек, бывших когда-то огородами и садами брошенной деревни. От нее остались и многовековые деревья грецкого ореха.
Один из них находится как раз на переломе тропы, от него начинается крутой подъем к Долине Привидений, а ниже этого ореха, которому по общему мнению 300 лет, находится огромный плоский камень, на котором (опять же по общему, но ошибочному мнению) Нина — «отличница, спортсменка, комсомолка и просто красавица» танцевала твист и пела про медведей. Посреди ореха большое дупло. К сожалению ветви выше него стали «уезжать» в стороны, так что их теперь стянули железным обручем. Летом у камня стоит лесенка, и все фотографируются. Я запечатлелся на орехе в роли Балбеса, и мы двинулись вверх.
Что касается камня, то на самом деле эта почти кубической формы глыба ясно и не один раз увековечена в фильме «Спортлото-82». Опять же речь идет о Кавказе, на горной тропе которого герои заблудились и не раз натыкались на эту самую глыбу, когда наматывали бесплодные круги.
На обвальных глыбах мы запечатлели «Жигули» и семейство алуштинского фотографа Голобородько, я уж не знаю какую сотни или тысячу снимков он здесь продолжает делать. В этот раз из вещей, заслуживающих внимания и хорошей оптики (которая у него есть), были парящие высоко и недоступно для моей мыльницы черные грифы, самая крупная птица Европы. Зато мы нащелкали вдоволь всяких каменных неприличностей, а также ящерицу, белые круги лишайников (по ним можно определять возраст обвальных глыб) и круглые дыры в конгломератах – так они разрушаются, если плотность примерно одинакова во всех направлениях. Жука мне снять не удалось, как и множество пчелок, бабочек, жуков и прочей мелочи, вроде блеклого с фиолетовым кантом горного крокуса. Мыльница не берет.
Некоторым неудобством этих мест можно считать обилие следов и запахов лошадей, однако же их скалолазная смелость заслуживает внимания. — Далеко, высоко, на горе пасутся ко-… Козы? – Хрен там. Козы отдыхают глубоко в… внизу. А вот здешние лохматые коротконогие лошадки лезут на такие скалы (да еще и с седоком), что просто вызывают удивление и восхищение.
Ну, каменные стояки Долины Привидений при нашем поле и возрасте особого восхищения не вызвали, зато многочисленные следы от шин мотоциклов под метровыми (и больше!) каменными трамплинами вызвали некую тоску. Американских мото-безумцев весь мир видит на скалах и водопадах, а вот местных парней вряд ли кто снимал.
Мы подобрались почти вплотную к гордому бюсту Екатерины Великой (Катюши, по местному) в окружении большеголовых и худосочных марсиан. Добили пленку на лошадках и рассеченной пополам скале с двумя профилями идолов острова Пасхи. Спустились в село Лучистое. На центральном пятаке подкрепились в кафе, а затем на попутке быстро съехали к трассе и погрузились на лоховоз. В Алуште было куда прохладнее, чем на горе. Обычное дело для весны, когда море еще не прогрелось. Впрочем, солнце в горах припекает только днем, а ночью гораздо холоднее, чем на берегу. Пятна снега все еще лежали, хотя это уже не снег, а скорее фирн. Зеленой травы наверху тоже еще нет, а вот в Алуште она и зимой зеленая. Южный берег однако…
Игорь Русанов
Загадки осенней Демирджи — фотогалерея от Стасси фон Зверозуб и друзей
По следам «Кавказской пленницы». Маршрут 2, на велосипедах
Апрель 2004
11 апреля, в очередной раз велоклуб «Не Тормози, Алушта», выезжал на экстремальную прогулку, которую организовал руководитель И. Русанов.
Мы проезжали через болота, до ужаса колючие кусты, скалы иногда причудливых форм (хе-хе-хе).
Видели древнюю крепость Фуна.
Были и неприятные моменты, такие как падения и пробивания шин, но мы не сдаемся. И не собираемся останавливаться на достигнутом.
На фото автор путевых заметок выделяется среди прочих ярко красной маечкой 🙂
Из опасностей, на которые надо особо обратить внимание, выделим:
1. когда едешь по лесным дорогам, надо держаться на бортах, свободных от листьев и рытвин. Среди дубовых листьев (да и прочих, просто эти особо объемные) попадаются камни и коряги, на которых можно здорово кувыркнуться. Опасны также осыпи из щебня. А в рытвинах невозможно удерживать равновесие с помощью руля, легко кувыркнуться, если колесо не выдернуть вовремя из рытвины.
2. ехать надо только по хорошо накатанным дорогам, любые сокращенки могут быть тупиками к сенокосным полянам или просто случайной колеей.
3. весной много заболоченных участков, особенно на полях, где тяжелые трактора могли уничтожить древние дренажи.
4. на серпантине от Лучистого скорость легко достигает 60 км в час, но при этом выносит за осевую, а встречного транспорта довольно много.
так что не увлекайтесь.
метр от обочины — это не просто правило, а жизненная необходимость.
Валера Путнин
Обсуждаем на форуме ЮБК — горные маршруты налегке самостоятельно