Феодосийский лесничий Фридрих Иванович Зибольд (1850 — 1920)

Чаша Зибольда у Феодосии, фото Виталия Авраменко Чаша Зибольда («Воздушный колодец») — наиболее известна из всего, что сделал в Крыму феодосийский лесничий в начале 20 века.
Координаты GPS: 45° 0’37.41″С 35°22’8.92″E
Но большего внимания требует оценка его основной работы — опытов по восстановлению лесов на горных склонах Восточного Крыма и вдоль речных долин Присивашья. Я надеюсь, что эта небольшая подборка материалов даст возможность на нашем сайте собрать еще материалы об этом удивительном русском немце.

ЗИБОЛЬД (Siebold) Фридрих Иоганнович (Иванович) (Фридрих Павел Генрих) (29 июня 1850 — 11 декабря 1920, Феодосия), ученый-лесовод.
Реформатского вероисповедания.
По окончании (в 1873) Петербургского университета по разряду юридических наук работал в Риге учителем. В 1872 принял российское подданство. В 1889-93 учился в Петербургском Лесном институте.

С 1894 исполняющий должность лесничего в Екатеринославской губ., с 1900 лесничий 1-го разряда Феодосийского лесничества Таврической губ.
Активно включился в работу по облесению горных склонов в районе Феодосии.
С 1905 заведующий Феодосийским опытным лесничеством.
В 1908 участвовал в юбилейной акклиматизационной выставке Русского общества акклиматизации растений и животных в Москве.
В 1909 находился в командировочной поездке в Австро-Венгрии для ознакомления с постановкой работ по облесению гор. С 1911 исполнял обязанности лесного ревизора Таврической губ.
3ибольд — один из инициаторов горного лесокультурного мелиоративного лесничества. Построил в Феодосийском лесничестве уникальный конденсатор для получения воды из водяных паров, содержащихся в воздухе; конденсатор («Воздушный колодец») представлял собой бетонную чашу диаметром 20 м., которая заполнялась галькой (в течение некоторого времени конденсатор давал до 400 л воды в сутки). Опыты 3ибольда получили высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов.
На протяжении многих лет вел метеорологические наблюдения, результаты которых регулярно публиковал в «Трудах по лесному опытному делу в России» (1907-15). Участвовал в метеорологических съездах и съездах по вопросам развития курортов, в совещаниях Лесного департамента.
Награжден орденами Св. Анны 3-й (1905) и 2-й (1911) степеней, Св. Станислава 2-й ст. (1908).
Похоронен на Русском городском кладбище Феодосии.

Сочинения:
Роль подземной росы в водоснабжении г. Феодосии, «Почвоведение», 1904;

Облесение австрийского карста (доклад Лесному департаменту), в кн.: Облесение Австрийского карста как образец горнокультурных работ, СПБ, 1911;

Лесные работы на Феодосийских горах, «Труды по лесному опытному делу в России», 1914, в. 53.,

А. Зибольд (Донецк).

Профессор Иван Пузанов о Феодосии и Зибольде.

… И.И. Пузанов написал захватывающую книгу, названную романтично – «По нехоженому Крыму» (Государственное издательство географической литературы, Москва, 1960). Страницы издания продемонстрировали не только обширные знания ученого, его любовь к Крыму, но и талант естествоиспытателя-беллетриста. Внимание исследователя привлекали и природные редкости древневулканического массива Карадаг, и грязевые вулканы Керченского полуострова, и фауна горного Крыма, он стоял у истоков первого на полуострове Крымского заповедника.

… Несколько особняком стоит очерк «Крымский рейс «Меотиды» – воспоминания участника этой экспедиции по изучению жизни Черного моря: яркие впечатления, документированные записями и фотографическими снимками.
В 1909г. студент естественного отделения физико-математического факультета Московского университета И.И.Пузанов проходил практику на Севастопольской биологической станции (ныне – Институт биологии южных морей НАН Украины). Станцией руководил С.А.Зернов, открывший промышленные запасы багряных водорослей в северо-западной части Черного моря. Знаменитое «филлофорное поле Зернова» – природная акватория Черного моря – в октябре 2008г. объявлено ботаническим заказником. Способности молодого Пузанова не прошли незамеченными, и он, единственный из всего курса студентов, был приглашен С.А. Зерновым в экспедицию по изучению донных биоценозов – растительных и животных сообществ, приуроченных к определенным местообитаниям Крымского побережья. Вторым помощником был назначен Л.Н.Андрусов, студент Киевского университета. Позднее к экспедиции присоединился его отец профессор Н.И.Андрусов, известный геолог, открывший в 1890г. заражение глубин Черного моря сероводородом, явившееся величайшим открытием XIX века.
Экспедиция проходила на пароходе «Меотида», выделенном Министерством торговли и промышленности. … Капитан Вииша, его помощник Порчелли – «женовезцы», или «керченские итальянцы» – представители довольно многочисленной в Керчи и Феодосии генуэзской колонии, сохранившейся со средневековых времен. Старший механик «Меотиды» – украинец Шевченко, второй механик – мингрелец Григолия. Маршрут экспедиции – побережье Восточного Крыма, от Судака до Керченского пролива…

… И.И.Пузанов пишет, что ему было интересно посещение незнакомого города с его бойким базаром и своеобразными аркадами торговых помещений. Живописные развалины генуэзских башен опоясывали город. В порту было несколько пароходов – австро-венгерский, итальянский и др., они грузились хлебом нового урожая.
«В первый день пребывания в Феодосии, – вспоминает И.И.Пузанов, – С.А.Зернов повел нас в гости к М.Н.Сарандинаки, видному чиновнику, носившему титул «производителя работ Феодосийского порта». Сарандинаки был очень культурным человеком, осведомленным в климатологии, океанографии и геологии Крыма. «Познакомились мы также с Феодосийским лесничим Ф.И.Зибольдом, с его лесными посадками, осмотреть которые горячо рекомендовал нам Сарандинаки. Мы отправились в лесничество на следующий день.
Ф.И.Зибольд, бодрый, сухой старик, лет 60, с серо-голубыми глазами и седой бородой, внешностью несколько напоминал К.А.Тимирязева (единственное известное нам описание внешности Ф.И.Зибольда – авт.). Одетый в длинную белую рубаху, подпоясанный ремешком, в соломенной шляпе, опираясь на тонкую тросточку, он легким шагом шел впереди нас, давал пояснения. Склоны некогда обнаженных холмов, окружающих Феодосию, были покрыты молодым сосновым лесом 3-4 м высоты благодаря инициативе, искусству и энергии Ф.И. Зибольда.
В настоящее время он был увлечен строительством каменных конденсаторов, при помощи которых думал способствовать разрешению вековечной проблемы Феодосии – водоснабжению. Идея конденсатора очень проста: теплый летний воздух входит в промежутки между камнями, охлаждается ниже точки росы и отдает свою влагу, которая каплями стекает по камням, доходит до бетонированной площадки и струится далее по стоку.
Обследуя лесопосадки на г.Тепе-Оба, Ф.И.Зибольд обратил внимание на конусовидные кучи щебня и часто пролегавшие вблизи них старые керамические трубы. Он сделал вывод, что это остатки древних конденсаторов, игравших большую роль в водоснабжении средневековой Кафы. Ф.И.Зибольд решил соорудить новый конденсатор – больше и современнее генуэзских. На ровном месте (вершина г.Тепе-Оба) была заложена круглая бетонная площадка со стоком, а на ней – конус крупной гальки. В описываемое время конус возвышался над уровнем бетонной площадки не более как на 1,5 м (в окончательном варианте 6 м – авт.). Открыв кран водостока, Ф.И.Зибольд угостил нас всех прохладной конденсационной водой
».
Воспоминания И.И.Пузанова знакомят нас со строительством конденсатора. К сожалению, как отмечает автор, после смерти Ф.И.Зибольда строительство конденсаторов заглохло. В настоящее время, по мнению ученых, конденсатор Ф.И.Зибольда – наиболее эффективно сконструированный опытный образец «росяного кургана». Это был первый в мире удачный опыт получения конденсационной воды.

  • насчет «первый в мире удачный опыт» не соглашусь. Во-первых, Зибольд только повторил (реконструировал) опыт росяных курганов средневекового Крыма, во-вторых известно, что виноградники античного и средневекового Херсонеса орошались с помощью росы из морских бризов, получаемой от каменных сооружений вдоль рядом винограда. Опыты по сбору кондесационной влаги для полива виноградников были успешно проведены уже в 1970-х годах в одном из винодельческих хозяйств Севастополя.

Остальные феодосийские дни участниками экспедиции были посвящены пешеходным экскурсиям по Карадагу.
Покинув Феодосию, «Меотида» взяла курс на Севастополь, где было проведено обследование донных отложений южного берега Крыма.
Экспедиция «Меотиды» была заметной вехой в деле исследования Крымского побережья. …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.