Прорыв Главной гряды произошел вскоре после отложения осадочных пород поверх смятых в складки таврических сланцев. Движение материковых плит сопровождалось мощными волнами типа цунами, высота которых в сотни метров вполне сопоставима с глубиной врезания Ангарского и Кебитского перевалов.
Следующим этапом было Великое оледенение, все это время и некоторое время спустя, уровень Черного моря был примерно на 90 метров ниже современного, а Крым являлся продолжением Восточно-европейской равнины, вместе с Азовским морем на востоке и шельфом Черного моря на западе.
В книге С.А. Ушакова и Н.А. Ясаманова «Дрейф материков и климаты Земли» пишется: «Крымские горы именно как горы существуют сейчас потому и только потому, что континентальная литосфера Крымского полуострова надвигается на океаническую Черноморской малой плиты»… и далее «… если бы произошло восстановление изостазии, Крымские горы опустились бы и превратились в шельфовую зону».
Не будем, однако забывать, что шельф всего Мирового океана при оледенении осушался полностью.
Керченский пролив и так называемый Ассандров вал с озером Узунлар были устьем Дона, а Салгирская долина объединяла несколько талых ледниковых потоков из районов Донецкого кряжа и Украинского кристаллического массива.
Характерные речные наносы очень детально разведаны буровыми скважинами. В книге «Равнины Крыма» есть красноречивая карта, показывающая веерообразное расхождение древних речных долин. Речь идет не о дельтовых рукавах, а именно о речных долинах. Что мешает считать их притоками одной большой реки, впадающей в Черное море через грандиозную Алуштинскую долину? А если река текла с юга, то почему их долины в сравнении с Салгирской так незначительны?
Отступание Великого ледника опять вызвало перемены в планетарном равновесии, быстрое заполнение морей и океанов и воздымание гор. В Крыму формируется особый рельеф — куэсты, приподнятые с южного края, из-за пододвигания тяжелой и тонкой Черноморской плиты под основание материковой плиты. Куэсты с севера плавно и незаметно переходят в равнину. Они и есть части равнины, их тектоническое строение — складчатое основание и осадочный чехол типично для равнин. Но с юга они обрывисты, а в поперечном направлении прорезаны водными потоками.
Реки врезаются в поднимающиеся блоки земной коры, формируя новые террасы. На крымских яйлах вода покидает верхние ярусы пещер.
Поднятия и опускания имеют блочный неравномерный характер, значит 6 уровней террас должны были формировать несколько разных рисунков речных систем.
Поднятие Главной гряды однажды сделало непреодолимым Ангарский перевал. Древний Днепр стал откатываться на север вдоль западного берега Крыма. Его временными устьями, вероятно, были нынешние озера Кизил-яр, Сакское, Сасык-Сиваш, Донузлав, а затем уже и общепризнанный в качестве древнего устья Казантипский залив. Вот, собственно, считая с Алуштинской долиной — устьем реки Сал, Сал-уста, как раз шесть резких перемен в природе Крыма.
Насколько быстро все происходило, и происходило ли вообще?
Нынешнее озеро Донузлав и сейчас выглядит как низовье великой реки. Когда же оно ее потеряло?
Отец истории Геродот, живший в 5 веке до Р.Х. оставил подробное описание Северного Причерноморья, и его великих рек, каждая из которых начиналась из своего озера. Мы уже говорили, что послеледниковые воды были подпружены в районе Украинского кристаллического массива. Так что древние озерные отложения свидетельствуют о достоверных сведениях Геродота. Но положение рек по Геродоту никак не сходится с современным. Самыми таинственными являются реки Герр и Пакирис. Развитие долины Салгира и озера Донузлав дают ключ к пониманию античного ученого.
Смещение рек степной Украины на запад под воздействием тектонических процессов и силы вращения Земли (силы Кореолиса) — общепризнанный наукой факт. Но когда учение об эволюции растягивает изменения на миллионы лет, то они кажутся далекими не только от современности, но и от античности.
А между тем, верхняя часть речной системы Пакириса даже и сейчас называется Домузла. Начинается она с Донецкого кряжа, но сейчас большая часть ее стока перешла на запад к реке Молочная. Эта система прослеживается впадиной Молочного лимана, затем глубоким заливом Сиваша, речушкой Победная у Джанкоя и затем — озером Донузлав. В это же озеро впадала и река Герр — предшественник Салгира. Геродот ясно связывает ее верховья с лесом. Напомним, что древне-арийский корень «гир» в слове Салгир означает именно лес.
От реки Герр осталась лишь цепочка степных блюдцев — замкнутых понижений. Река ушла на запад и слилась с Южным Бугом, полностью перечеркнув речную географию Геродота, перехватив еще две самостоятельные реки. Они впадали в великое озеро Борисфен, которое стало сейчас Северо-западным шельфом Черного моря.
Большинство морских геологов отлично знают о существовании речных долин и озерной котловины на шельфе, но датируют их миллионами или тысячами лет назад.
Многочисленные раскопки археологов на побережье Тарханкута дают точную дату, когда Крым стал полуостровом — это рубеж 4 и 3 веков до Р.Х. и подтверждают верность описаний Геродота.
Только в это время болота Меотиды становятся Азовским морем. Но до отделения Сиваша Арабатской стрелкой еще почти полторы тысячи лет. Новые реки Крыма коротки, текут с Главной гряды и питаются запасами карстовых полостей Главной гряды. Наследие Великого ледника дает себя знать вплоть до 18 века, когда Салгир и другие реки еще достаточно полноводны для плавания лодок. Но иссушение крымских рек неотвратимый процесс. Его причины ясны, если принять версию Всемирного потопа и последовавшего оледенения Европы.
Важнейшие события в истории природы Крыма и важнейшие причины его нынешних, современных насущных проблем, таких как нехватка воды, укладываются в несколько тысяч лет. Путаница в датировке речных террас, оледенений и отступаний ледников, подъемов и отступаний уровня Черного моря, изменения его солености легко устранима, если принять гипотезу Всемирного потопа.
Софу-кая — неправильный порядок залегания или неправильный порядок датировки?
(рассказ ведется при автобусном или автомобильном варианте экскурсии с высадкой пассажиров у моста севернее села Лозовое, на границе Симферополя; пешеходную или велосипедную прогулку можно совершить от Воронцовского парка Симферополя или Объездной трассы по восточному берегу Симферопольского водохранилища)
Окрестности Симферопольского водохранилища изобилуют выходами скальных пород, имеющих зачастую живописный, дикий, романтический вид. Состоят они из равномерно чередующихся пластов песчаников и аргиллитов — песка и глины, плотно сцементированных в условиях огромного давления и высоких температур. Такие породы называются метаморфическими — преображенными.
При разрушении скалы отслаиваются, образуя гладкие поверхности разных тонов серовато-голубой и красно-коричневой гаммы с шелковистым блеском мелких кристалликов.
Изредка их пронизывают прослои голубовато-зеленого туфа. Туф, это порода, образование которой связано с интенсивной вулканической деятельностью. Наслаивание обломков лавы произошло во время мощных взрывных извержений. Считается, что происходили они повсеместно в Крыму в начале юрского периода, 165-180 млн лет назад. Итак вначале, отложились в виде слоеного пирога чередующиеся слои глины и песка, а затем некая катастрофическая сила переуплотнила их, вызвав кристаллизацию, и смяла их в складки. Отложение сланцев (песчаники и аргеллиты) относят к концу триасового периода — около 200 млн лет назад.
Каждый из этих периодов определяют по так называемым руководящим ископаемым — окаменелым остаткам живых организмов, которые встречаются по всему миру строго в “своем” пласте. Правда, породы одного и того же периода вовсе не одинаковы в разных местах. Но если в них встречается, скажем, раковина определенного вида гигантской улитки аммонита, их относят к триасу, у юрского периода — другой вид аммонита, а до триаса, в так называемом пермском периоде широко распространены были другие виды все тех же улиток-гигантов.
Такой принцип датировки является, в общем, результатом простого соглашения между геологами разных стран. Насколько он достоверен? Если бы мы договорились считать северного оленя более древним, чем нашего крымского благородного оленя, стоило бы считать это верным?
А разве не находим мы в Австралии в добром здравии те же самые виды, которые в других местах давно вымерли и сохранились лишь в виде окаменелостей?
Сама геологическая летопись почти в любом достаточно изученном уголке земного шара опровергает допущения о том, что животные сменяют друг друга в строго закономерном порядке.
Поистине несокрушимым доводом против этого является Софу-кая, крупная известняковая скала, которая при высоком уровне воды становится островом. В реестре заповедных объектов Крыма она официально называется Пермская глыба-островок на Симферопольском водохранилище. Она бросается в глаза приятным куполообразным силуэтом с любой точки окрестностей. В известняке встречаются окаменелые остатки животных пермского периода — то есть те животные, образование которых к нему относят, а это около 250 млн лет назад.
Проблема в том, что залегает островок на уплотненных глинах и песчаниках с “более молодыми” окаменелостями. Они должны были эволюционировать из пермских только через 50-80 млн лет.
Этот геологический парадокс не имеет научного объяснения с позиций униформизма. Можно ли считать научной версию профессора М.В.Муратова, о том что пермские глыбы (а их в Крыму несколько) обвалились на дно позднетриасового моря с горных массивов Северного Крыма?
Эти предполагаемые горы сейчас настолько глубоко погрузились в основание Равнинного Крыма, что ни одна скважина до них не добралась. Так существуют ли они? Или история со сползанием островка на несколько десятков километров скорее напоминает старый анекдот:
К врачу приходит больной.
— Что у вас болит?
— Голова
— А почему повязка на ноге?
— Сползла…
(рассказ продолжается в движении через Симферополь, по улицам Ялтинская, Воровского, Пархоменко, Севастопольская; в районе гостиницы «Москва» выше улицы Воровского рассказ прерывается показом Петровских скал, чтобы подробнее рассказать о них и подобных им в конце экскурсии)
В геологической науке признаны три неопровержимых свидетельства подвижек горных пластов относительно друг друга:
1. Наличие раздробленных осколков породы, так называемых брекчий, спресованных в единое целое;
2. Поверхность скольжения — царапины и желобки, говорящие о пути, по которому один пласт двигался поверх другого;
3. Щебень от горных пород, попавших между двумя пластами, как между жерновов, при их движении.
Можно ли наблюдать такие явления в Крыму? Безусловно, да. Обвал, который произошел 20 января 2001 года на горе Сулу-Таш в Бахчисарайском районе, оставил после сползания известняковых глыб ясные борозды. Но легко убедиться, что путь этого движения не десятки километров, а сотни метров, а объем глыб не составляет и тысячной доли массива Софу-кая.
Насколько аномальным и неправильным является порядок залегания пород на Софу-кая?
Район Гларус в Альпах дает еще более поразительный пример: здесь пермские породы с датировкой 280 млн лет лежат поверх юрских с датировкой 195 млн, а те, в свою очередь, перекрывают отложения эоцена с датировкой в 55 млн лет. Пришлось выдумать историю о подвижке в 35 километров, но на всем этом пути нет ни борозд, ни щебня.
В Эмпайр Маунтинз (штат Аризона) пермский пласт лежит поверх мелового с датировкой в 140 млн — то есть вдвое моложе. Но самая занятная путаница — это надвиг Льиса в Скалистых горах, где докембрийский пласт, датированный в 1 млрд лет залегает поверх того же мелового пласта.
Теория медленных постепенных отложений горных пород, возможно, хорошо выглядит в кабинете, но оставляет нас в полной беспомощности уже на простой пригородной прогулке!
Хотя ответ, действительно, лежит на поверхности. Нет необходимости истыкать весь Равнинный Крым сверхглубокими скважинами в поисках несуществующих пермских гор. Чуть выше по течению реки Салгир, на том же берегу Симферопольского водохранилища находится свидетель катастрофы. Лозовской карьер обнажает вулканические породы — диабазы зеленовато-серых и голубых тонов. Они рассечены глубокими трещинами, заполненными кальцитом, кварцем, розовыми цеолитами и другими кристаллами — свидетельство того, что катастрофический подъем из недр Земли магмы, сопровождался выбросом перегретого пара и термальных вод, насыщенных различными минеральными веществами. Контакт этих вод с грандиозными водными и водно-грязевыми потоками вызывал мгновенное осаждение мощных толщ осадочных пород, в которых оказались погребены животные. Завихрения потоков, образование волн типа цунами высотой в сотни метров, как раз и вызывали то самое нарушение порядка залегания слоев, которое ставит в тупик теорию медленного накопления осадочного чехла.
Интрузии (внедрения) магматических пород повсюду сопровождают пермские и еще более древние карбоновые глыбы. А в одном из карьеров — у села Петропавловка к западу от Симферопольского водохранилища — обнажаются так называемые канатные лавы, действительно напоминающие толстые перекрученные канаты. Общепризнанно всеми геологами, что такая форма могла возникнуть только при быстром остывании в подводных условиях.
* высота Ай-Петри, высшая точка плато 1234 метра над уровнем моря
*Демирджи.
Что касается названия Алушта, оно вполне выводится от готского, германского ЛУСТ веселый, желанный