А. С. Макаренко и его система командирского воспитания враг постсоветской педагогики. Почему?

Командирская система воспитания Макаренко основана на нескольких простых вещах — общей судьбы и общины, которые являются естественным результатом выживания человеческих коллективов еще в каменном веке, в Ледниковом периоде и частых природных катастрофах.

Наиболее ярко необходимость и эффективность этих методов проявляется в переломные, кризисные, периоды, когда необходимость принимать собственные решения, умение командовать и осознанно подчиняться нужны как навык, привычка, обыденное дело каждого дня. Вполне понятно, что обществу, основанному на наследственной иерархии, где должности и привилегии переходят по наследству, а в повседневной жизни царит произвол чиновников и мелких начальничков, такая система не просто не нужна, она откровенно опасна.

макаренко цитата

Общая судьба, общинная жизнь персонала, воспитателей, учителей и воспитанников колонии, отсутствие охраны и еда за одним столом, а также общий для всех график дежурств (в том числе и мытье туалетов) — воплощено в таком емком слове как «колонист». Целые страны и острова, и даже целый материк Австралия были основаны колонистами бывшими преступниками, изгоями, беженцами, инакомыслящими. Не следует утверждать, что Антон Макаренко придумал или изобрел свою систему. Он пришел к ней естественным опытным путем, но при этом постоянно много читал, размышлял, обобщал и находил теоретическое объяснение (иногда наивное технологическое) и четко формулировал свои методические находки.

Система Макаренко, вполне понятно, главная идеологическая основа для успешного перевоспитания преступников и наркоманов в новом типе пенитенциарных (исправительных) учреждений, которые известны как экологические колонии.

Армия Израиля, где необыкновенно высоко ценится жизнь каждого солдата, а военное обучение проходят все парни и девушки, также успешно применяется система командирской педагогики. В условиях гибридных войн и терроризма каждый солдат должен уметь сам принимать решения, а не тупо и детально выполнять приказы. Ситуация изменяется непрерывно, главным становится не подчинение, а взаимодействие и сотрудничество.

Антон Семенович Макаренко: «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

Эта цитата одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу — собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является — один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё — осознанно забыть, стереть, не принимать…

Антон Семенович Макаренко

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем.

Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу. Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя. Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду.

В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания. Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию.

С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики.

Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?

• «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

• «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

• «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

• «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

• «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

• «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

• «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

пирамида

• «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

• «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое».

• «Книги — это переплетённые люди». http://pandoraopen.ru/2016-01-11/anton-semenovich-mak..

А. С. Макаренко и его система командирского воспитания враг постсоветской педагогики. Почему?: 2 комментария

  1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма
    . — М.: Педагогика, 1981
    Стр. 333
    «Барабанщики наши были особенные. Это вовсе не были жалкие неучи, производящие беспорядочную толпу звуков. Горьковские барабанщики недаром ходили полгода на выучку к полковым мастерам, и только один Иван Иванович протестовал тогда:
    — Вы знаете, у них ужасный метод, ужасный!
    Иван Иванович с остановившимися от ужаса глазами рассказал мне об этом методе, заключающемся в прекрасной аллитерации, где речь идет о бабе, табаке, сыре, дегте, и только одно слово не может быть приведено здесь, но и это слово служило честно барабанному делу. Этот ужасный метод, однако, хорошо делал свое воспитательное дело, и марши наших барабанщиков отличались красотой, выразительностью. Их было несколько: походный, зоревой, знаменный, парадный, боевой, в каждом из них были своеобразные переливы трелей, сухое, аккуратное стаккато, приглушенное нежное рокотанье, неожиданно взрывные фразы и кокетливо-танцевальные шалости. Наши барабанщики настолько хорошо исполняли свое дело, что даже многие инспектора наробраза, услышав их, принуждены были, наконец, признать, что они не вносят в дело социального воспитания никакой особенно чуждой идеологии.»
    =========== я провел небольшой поиск. Насколько я понимаю из этого отрывка, веселых ритмических считалок для обучения разным типам барабанных сигналов и маршей было несколько. А точнее ровно столько, сколько надо. И заменять в них слова из неких моральных скреп в царской армии не было принято. Это даже при том, что многие капельмейстеры были высококультурными немцами или евреями, и многие русские военные музыканты оставили нам душевные песни «Черный ворон», «Любо братцы любо». Но это так, отвлекающий от грубости военного обучения маневр.
    Я глубоко убежден, что без конкурсов строевой песни и без барабана не воспитать армии. Если армия без воспитания, без парадного строя, офицеры не умеют танцевать, а солдаты не знают, как дружно тянуть бегемота из болота – это не армия.
    Даже и приличного инструктора пешеходного туризма не получится без маршевой песни. «Ритм аккомпанирует мечте», ритм основа жизни, ритм основа взаимодействия команды и коллективной работы.
    Вот что мне удалось сегодня найти:
    — Срала баба дегтем
    Срала баба дегтем
    Перцем луком табаком…-
    Должна быть еще одна строка:
    — Сыром? Еще чем (мясом или рыбой)? Чесноком?
    В общем, жду помощь зала и братьев музыкантов :)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.