О поселке Варваровка, который с 1965 года является частью Николаева, и в котором находятся органы управления и культуры Николаевского сельского района, известно лишь, что основано это селение в 1804 году помещицей Варварой Голицыной, урожденной Энгельгардт, племянницей и воспитанницей князя Потемкина.
Второе название, известное по некоторым картам и документам 19 века слобода Великая, по названию косы Великая, от которой до постройки первого плавучего моста, была устроена переправа, перевоз на тот берег Бугского лимана, где город Николаев. Собственно, вопрос в том, насколько давно эта часть важнейшего торгового пути от Киева к портам Черного моря способствовала появлению здесь населенного пункта, остается открытым. Археологи обнаружили на косе Великая следы поселений еще эпохи бронзы.
Характер планировки улочек вблизи элеватора типичен для торгово-ремесленных местечек турецкой империи. Как оно называлось? Мы не знаем. Советская история тщательно уходила от темы экономического и культурного развития Дикого поля, как, впрочем, и историки Российской империи. Вероятно, и в состав хоры античного города-государства Ольвия, некий предшественник Варваровки входил как торговая фактория с портом для транспортировки зерна к Черному морю, и как все тот же перевоз.
Эта заметка посвящена храму в Варваровке в честь святого благоверного князя Михаила Тверского. Пишут о нем лишь то, что в этих местах он пал в битве с татарами. Тверь достаточно далеко от Николаева, поэтому вопрос не такой простой, за ним скрывается очень бурная историческая эпоха, которая имеет центральное значение для нашего туристического проекта зеленого туризма «Путь Витовта», от Балтийского до Черного моря.
Пока представим для обсуждения некоторые наброски, и надеемся на помощь знатоков:
Средневековая Литва, возникшая в середине XIII в., со временем выросла от Балтийского до Чёрного моря. Ещё в XIII в. была присоединена Чёрная Русь (ныне — Западная Беларусь). В XIV в. Великое княжество Литовское посредством оружия, дипломатии и браков приобрело много земель бывшей Киевской Руси, разорённых опустошительным нашествием татар в XIII в. На этих землях сформировались автономные области – Полоцк, Витебск, Минск, Слуцк, Киев, Чернигов и Волынь (почти вся современная Беларусь и большая часть Украины).
Большинство жителей этих земель были руськими, т.е. потомками восточных славян (древнерусских) Киевской Руси (это предки современных белорусов и украинцев). Старая Литва в XV–XVII вв. была одним из самых могучих государств Европы, серьезно повлиявшая на историю Восточной Европы.
Специалистам известно, что Карамзин, написавший «Историю государства Российского», каждый день докладывал императрице Екатерине Великой очередной свой текст, и обычно она заставляла его переделывать эти истории. Как это всегда бывает с «зависимыми историками» (а других никогда не было), Карамзин после завершения своего труда уничтожил все первоисточники. Известно, что и Нестор летописец сжег, по крайней мере, четыре летописи (из них три новгородских и одну киевскую), в которых были реальные записи о событиях.
Возвышение Москвы, как центра русских земель, явление чрезвычайно спорное для историков, но очевидное для географов. Там был и есть логистический узел. Но это не всем и не сразу стало ясно. Поэтому были века соперничества разных русских княжеств и разных ветвей Рюриковичей. Были еще и древние династии, готские, гуннские, булгарские, сарматские — которые считали Рюриковичей безродными выскочками и не одну сотню лет им противостояли. Отдельная штука это браки с принцессами (обычно от незаконных половых связей) византийских династий Палеолог (герб Двухглавый Орел), Комнин, Кантакузин, Ангел, Гаврас, на которые многие сотни лет шла кочевая аристократия. Жен у них всегда было много, а династические связи с Византией всегда воспринимались как инвестиции в будущее.
Из трех исторических персонажей по имени «князь Михаил Тверской» к истории Варваровки самое вероятное отношение имеет брат княжны Ульяны Тверской, супруги великого князя Литвы, Руси и Жемайтии Ольгерда, от брака которых пошла польская королевская династия Ягеллонов и множество самых славных аристократических династий Европы. Дмитрий-Корибут младший, возможно, был приемным сыном Ольгерда, поскольку не унаследовал герб «Погонь» Гедеминовичей. От Корибута пошла династия князей руських Вишневецких. Избирались королями Чехии и Польши, господарями Молдовы.
Димитриус Байда Вишневецкий основатель украинского козачества. Вплоть до злосчастного Еремы Вишневецкого (он перешел в католичество и был самым опасным и умелым врагом украинской идеи и Богдана Хмельницкого) этот княжеский род противился переходу в католичество. Отдельная тема, что земли Вишневецких на Слобожанщине, со столицей в городе Ромны были самой богатым регионом Европы своего времени. Там Ерема Вишневецкий проявил себя как самый успешный в свои времена правитель.
Но вернемся к князю Михаилу Тверскому. В 1362 году произошла некая «битва при Синих водах«. Река Синюха это приток Южного Буга, в Подолии. Там были разбиты войска «трех татарских царьков», которые прибыли собирать дань на украинских землях. Разбиты были войсками князя Ольгерда, зятя князя Михаила Тверского. Я пишу об этом, потому что Золотая орда на тот момент была очень ослаблена, Москва была просто никому не известным торговым центром, где собирали дань для татар. И не особо богатую. Самые ценные земли с промысловой и производящей экономикой находились на юге Восточно-Европейской равнины. И здесь создавалась, воссоздавалась экономическая ось от Балтики до Черного моря. Собственно, я опять о кладоискательстве. И о путешествиях на велосипедах по старым грунтовым дорогам, от родника до родника. Князь Михаил Тверской был соперником Москвы и союзником князей Литвы, вместе с которыми он через династические связи, браки детей мирным образом собирал земли Киевской Руси. В это же время русские и литовские князья наращивали кавалерийские части, в основном из ордынских выходцев (это времена Великой Замятни, когда многим потомкам Чингизхана угрожала смерть от других претендентов на власть), а также черкасов — выходцев из разных народов Северного Кавказа, в основном, тогда еще христианских. Впрочем, в польско-литовских кавалерийских хоругвях служило и множество мусульман.
Михаил Александрович (Ярославов) князь Тверской и Микулинский (1333-1399)
1339 год — После смерти в Орде отца получил удел
«После смерти в Орде Великого Князя Александра Михайловича в орде получил удел Микулин».
1371 год — Получение ярлыка в Орде. Выкуп сына, оставленного заложником в Орде
«…В 1371 году отправился в Орду и получил там ярлык на великое княжение, и в следующие 2 года провёл поход под Кострому, взяв на обратном пути Мологу, Углич и Бежецк, затем вместе с Кейстутом и Андреем Ольгердовичем неудачно подступал под Переславль-Залесский и взял Дмитров (как упоминается, к примеру, в летописи Авраамки под 1372 годом «…взял град Дмитров, а посад и села пожже, а бояр многое множество и людей с женами и детьми сведе в Тферь»), а затем взял Торжок. Дмитрий собрал войска, отказался присягать Михаилу и принял ордынского посла в Москве. Оставленного Михаилом в Орде в качестве заложника сына Ивана Дмитрий выкупил за 10 тыс. руб., что вдвое превышало размер годовой дани в Орду с владимирского великого княжения. Ольгерд вновь пошёл на Москву, но под Любутском вместо битвы произошло заключение мира между Москвой и Литвой (1372), в ознаменование которого Владимира серпуховской женился на Елене Ольгердовне. Михаил в борьбе против Москвы оказался предоставлен собственным силам…».
1372 год — Ольгерд потерял право вступаться за Тверского князя, отданного воле ханского суда
«Поход 1372 года закончился неблагоприятным для Литвы перемирием в Любутске, по которому Михаил Александрович Тверской должен был возвратить Дмитрию все занятые им московские города, при этом Ольгерд не должен за него вступаться: все жалобы на тверского князя должны быть решены ханским судом. После этого перемирия влияние Литвы на Тверь окончательно упало…».
1382 год — Отказ Орды в ярлыке. Получение гарантий независимости Твери и Кашина
«В 1382 году после разорения Тохтамышем Москвы Михаил побывал в Орде, безуспешно добывая ярлык на великое княжение. Согласившийся на возобновление выплаты дани Дмитрий Донской получил санкцию Тохтамыша на переход владимирского великого княжения в род московских князей, но при этом Тверское великое княжество получило независимость, которую сохранило на целое столетие до 1485 года. Кроме того, кашинский удел был присоединён к Твери после смерти Василия кашинского, внука Василия кашинского и тверского (1382)…».
1396 год — Отказ в ярлыке в орде
«Около 1396 года, после поражения Тохтамыша от Тимура и утверждения в Сарае тимурова ставленника Едигея, Михаил вновь попытался получить ярлык на владимирское княжение, но также безуспешно».
Умер 26 августа 1399 года, приняв перед смертью постриг в тверском Афанасьевском монастыре, погребен в Спасском соборе Твери. Завещал великое княжение не только сыну Ивану, но и его детям Александру и Ивану, тем самым отказавшись от старого порядка наследования.
Канонизирован. Герой (как и его дед и тёзка Михаил Ярославич Тверской) древнерусской биографической литературы. «Повесть о преставлении Михаила Александровича Тверского» отразилась в новгородской Карамзинской, Софийской I, Вологодско-Пермской летописях и Московском своде конца XV в.
Иулиания Александровна княжна Тверская (1325-1399) вместе с мужем Ольгердом
В 1349 (1350) г. великий князь литовский Альгирдас (Ольгерд) женился вторым браком на дочери великого князя тверского Александра Михайловича Ульяне (Иулиании). Двое из их сыновей – Ягайла (Ягайло) и Швитригайла (Свидригайло) – стали великими литовскими князьями, а Ягайла – ещё и королём Польши и основателем династии Ягеллонов.
Ульяна была ревностной христианкой и распространяла православие в Великом княжестве Литовском. Когда в Витебск примерно в 1350 г. приехала бывшая тверская княжна, она решительно взялась за укрепление и украшение города. Замки, что должны были возводить по указу Альгирдаса, были построены уже в 1351 г., и в течение трёхсот лет верно служили защите Витебска, бывшего в составе Великого княжества Литовского.
Под прикрытием стен в Нижнем замке начали мостить улицы, строить первые, ещё деревянные дворцы. Ульяна основала первый женский монастырь, построила и перестроила множество православных храмов в Витебске, Вильнюсе и замке Тракай. После смерти мужа в 1377 г. и второго прихода к власти в 1382 г. Ягайло Ульяна участвовала в организации литовско-московского союза. Она планировала династический брак Ягайло с сестрой Дмитрия Донского и выдвигала проект православного крещения древней Литвы. Однако после католического крещения сына Ягайлы в 1387 г., она была вынуждена окончательно устраниться от общественной жизни в столице. Ещё в 1383 г. Ульяна уехала в Витебск, который стал для неё своего рода местом политической ссылки. Здесь она постриглась в монахини в основанном ею монастыре под именем Марины (Марфы) и умерла в 1399 г.
1355 год — Освобождение Черниговских земель от власти Орды
«…Стремления Ольгерда, христианина и женатого … на княжне тверской, были сосредоточены на освобождении русских областей от власти Золотой Орды и приобретении влияния в русских землях. …. Около 1355 Ольгерд «повоевал» Брянск, после чего ему подчинились и многие другие из уделов, на которые распадалось чернигово-северское княжение. Все чернигово-северские земли Ольгерд разделил на три удела: сыну своему Дмитрию (от первого брака, эта династия затем служила московским царям) он дал Чернигов и Трубчевск, Дмитрию-Корибуту младшему (по моей версии это не сын Ульяны Тверской, а приемный сын, захваченный в битве при Синих водах, младший сын хана Золотой Орды Джанибека, потомок по линии бабушки и матери от византийских родов Палеолог и Гаврас) — Брянск и Новгород-Северск, племяннику Патрикею Наримунтовичу — Стародуб Северский…».
1362 год — Освобождение от орды Киевских земель и присоединение к Литве
«…В 1362 году Ольгерд разбил на берегах реки Синие Воды (левого притока Южного Буга) трёх татарских князей Крымской, Перекопской и Ямбалуцкой орд, пытавшихся вновь подчинить себе Подольскую землю, отвоёванную у них отцом Ольгерда, Гедемином. В руках Ольгерда оказался полный контроль над обширным пространством земли — вся левая половина бассейна Днестра, от устья реки Серет до Чёрного моря, весь бассейн Южного Буга, днепровские лиманы и пространство вверх по Днепру до впадения реки Роси.
Черноморское побережье в районе современной Одессы на достаточно долгое время стало литовским. Княжившего в Киеве с 1320-х годов Фёдора сменил сын Ольгерда Владимир….».
Из этих сведений можно сделать вывод, что князь Михаил Тверской погиб, вероятно, от рук ордынских войск эмира Едигея. Это был последний сильный правитель Золотой орды, причем, не прямой потомок Чингизхана, а представитель Ногайской династии. К ней принадлежали и православные господари Молдовы (например, Кантемир). Войны в Причерноморье не имели характер сражений между кочевниками и оседлым населением или некоего «вечного противостояния мусульман и христиан». Достаточно сказать, что гагаузы это оседлые православные тюрки, без которых, например, кочевым ногаям сложно было бы строить не только экономику, но и обеспечение армии. О ногаях известно, что дань в Крымское ханство они выплачивали прежде всего коровьим маслом наилучшего качества. Это значит, что было и значительное славянское оседлое земледельческое население. Само название Эдисан означает 7 (эди) племен, народов. Разнообразие культур и экономической специализации на берегах Южного Буга и Днепра отмечал еще Геродот, посетивший эти земли в 5 веке до новой эры. Собственно, именно, древние торговые пути и являются наиболее интересной частью развития поискового туризма на экологической трассе Николаев-Ольвия-Очаков.
Варваровский мост и храм князя Михаила Тверского в Варваровке являются яркими объектами, связывающими современность с самыми глубинными слоями истории.