Биологи отмечают видовую бедность фауны Крыма, определенную его изоляцией и относительно небольшими размерами территорий, где дикие животные могли выжить в условиях охоты (уже с каменного века) и земледелия, по крайней мере уже 7 тысяч лет товарного, с применением металлических орудий труда и развитой торговлей.
Однако в сравнении с очень многими успешными регионами туризма, особенно европейскими, Крым значительно богат возможностями видеть животных в дикой природе, а также гладить и кормить зверей и домашних животных в зоопарках. Сейчас контактные зоопарки имеют еще одно понятное название «парк поглаживаний» .
Крым отличается хорошей изученностью и невероятным богатством исторических артефактов о промысловых животных.
Медведи, россомахи, туры и дикие кабаны были истреблены еще в Средние века (были в Крыму и мамонты!).
Множество животных ледникового периода, в том числе шерстистый носорог и полярный песец, забивались камнями с береговых обрывов у водопоев.
Наиболее интересное животное древности — тюлень-монах, точнее самка тюленя, ставшая для тавров тотемом и божеством плодородия (Дева), в жертву которому приносили всех чужеземцев.
Волк, дикая лошадь тарпан, сайга, сурок, дрофа и другие виды исчезли с распашкой степей, а дикая коза (из ее кожи делали знаменитый сафьян) — из-за вырубки лесов русскими помещиками.
Прямо сейчас Крым не только обладает отличными зоологическими коллекциями музеев, но и интересными зоопарками, а также принимает зарубежных туристов для спортивной охоты и зарубежных ученых для исследований.
Крупных видов животных мало. Причем самые опасные из них отнюдь не хищники, а дикие свиньи. Самка с поросятами при всей мультяшности такой семейки страшна для туриста, который подошел слишком близко к малышам. Или они подошли к нему слишком близко — сразу надо взбираться не дерево! Дикого кабана истребили в Крыму очень давно, но заселили заново, и чувствует он себя вольготно. Не будем забывать, что осенью, зимой и весной лесные свиньи питаются забродившими дикими яблоками и грушами, так что явно проявляют алкогольное опьянение.
Хищных животных всего 7 видов (самые крупные — барсук и лисица), парнокопытных — 6 видов, в том числе благородный олень, грациозное и величественное животное, причем эндемичного крымского подвида.
Грызунов — 15 видов, зайцев — 2 вида, увидеть зайца не проблема и на винограднике, и в пригородных лесопосадках. А вот из грызунов больше всего на виду — белка-телеутка. В 1940 году ее завезли с Алтая как промысловый вид. Но не суждено было крымчанам носить беличьи шубки (а это и к лучшему). Во-первых, белка на жаре сменила свое меховое одеяние практически на бикини, оставив только пышный хвост и кисточки на ушах. Во-вторых, живет она в парках, очень дружит с отдыхающими, особенно с детьми, часто берет угощение с рук. Короче говоря, пи-ар у нее такой, что общественность не даст ее отстреливать!
Относительно много видов рукокрылых, для летучих мышей когда-то замечательные условия давало обилие пещер, но сейчас все рукокрылые под угрозой вымирания.
А вот с ежами и землеройками (всего насекомоядных 6 видов) — полный порядок. Обычные сумеречные гости палаточных городков и дач.
Из амфибий обычны жабы и лягушки, а интересны тритоны.
Из рептилий (14 видов) повсеместны, но очень занятны ящерицы, особенно эндемичный крымский геккон — экстремально бегающий по вертикалям, благодаря присоскам на лапках. Очень редки змеи: медянка, полозы леопардовый, желтобрюхий и четырехполозый. Ужи, особенно водяной, обычны — а в бухточках Казантипа даже образуют жутковатые скопления. Все они НЕ ЯДОВИТЫ! Лишь степная гадюка представляет опасность для человека, но на Южном берегу и вообще в приморской зоне она не обитает.
Если зверей немного и в видовом отношении, и по частоте встреч, то мир насекомых просто заслуживает специальных экспедиций ученых и коллекционеров (и это практикуется): 15 тысяч видов.
2 тысячи бабочек — дневные и ночные (например, знаменитый бражник «мертвая голова»), летние и зимние (!), целые порхающие радужные облака.
Жутковатые богомолы и умеющие летать вбок и задом стрекозы. Мохнатый шмель (ну на самом деле, их видов несколько) и дикие пчелы. И при этом ничего похожего на бесчинство оводов и слепней, привычное для России, или на кровавую баню сибирского гнуса. По большей части только порхание, копошение, сверкание. Достаточно дружелюбное, как и вся крымская природа.
А уж по части музыки… Сверчки и кузнечики стрекочут, ясное дело, и как-то ярче, сильнее, веселей, чем к северу.
А вот цикады, эти создают потрясающую в буквальном смысле вибрацию, пока еще не превзойденную никаким мегатоннами электроники.
Украинский классик Глибов перевел классическую басню о трудяге муравье и попрыгунье, которая летом только пела, подобрав название «Конык-стрыбунець». Кузнечик вполне понятное для украинца создание, но все-таки с положительным имиджем. А вот баснописец Крылов по-прежнему путает российскую детвору: не поет стрекоза, да и не прыгает. Хотя, конечно, чересчур красива, чтобы признавать ее трудолюбивой.
То ли дело цикада, о которой писали и Эзоп, и Лафонтен, существо во всех смыслах странное и, точно, — не работящее. Внешностью напоминает муху, только огромную с выпученными глазами и очень плотным панцырем. В нем как раз на нижней стороне брюшка находится пара выпуклых пластинок цимбал с резонатором. Втягивая или расслабляя брюшко, цикада (только самцы на самом деле) обращает на себя внимание возможных партнерш. Пишут (даже классики, но не биологии, а научной фантастики) , что по частоте вибраций можно точно определить температуру жары. Но, кажется, что в сочетании с жарой, особенно ночной, цикады просто больше действуют на нервы. Впрочем, они же и вдохновляют поэтов. Так что скорее, цикада курорту на пользу.
Прыгает, пляшет и музицирует цикада с июня по октябрь-ноябрь, забот у нее в этот момент никаких, кроме пижонства и любви. К холодам они просто сдыхают. А вот личинка может расти, питаясь корнями деревьев от 1 до 14 лет у разных видов.
Жуки достигают 4000 видов. Очень красивы (а главное многочисленны и не опасны) жуки-олени и знаменитый «чернильный» жук — эндемичная крымская жужелица, огромное (до 5 см) сияющее фиолетово-зелеными переливами брони создание с мощными ногами и челюстями. За ночь пробегает до 2 км, охотясь за жуками, гусеницами и виноградными улитками.
Кстати, виноградная улитка геликс, сухопутный моллюск, славится своим вкусом. В пищу идет только нога. Это почти чистый белок, так что как и яйца — главное не переварить, иначе мясо будет жестким.
Вот мы уже подошли и к теме дичи. Но вообще, кровожадность — не самая распространенная черта крымских туристов. Большинство из них довольствуется (и даже радуется) тому, что кормят на набережных чаек, бакланов, диких уток и нежных красавцев лебедей. Всего в Крыму встречается около 300 видов птиц, большая их часть гнездится здесь, 30% — это виды пролетные, в том числе вальдшнепы (самый престижный в Европе объект охоты), а 10%, например, белолобые гуси только зимуют у нас.