Художник Владимир Бахтов живет на улице Геродота рядом с археологическим заповедником Ольвия, Николаевская область Украины. Улицу, на самом деле, он с друзьями-соседями переименовал.
Геродот в Ольвии никогда не был, однако написал о ней много. Главное, что написал очень много о скифах. Именно о Скифском квадрате. «Подобное притягивает подобное». И вот теперь к художественному образу Скифского квадрата в Доме Бахтовых появился и реальный артефакт. Моя основная версия, что это самостоятельный (самодостаточный) алтарь для жертвоприношений. Но в этом обзоре размещаем и другие версии.

Переносной алтарь для человеческих жертвоприношений на хороший урожай. Тут еще интересная штука, во времена Геродота (5 век до новой эры) картографические знания в Древнем Египте, в Элладе и других древних цивилизациях были никакущие. Просто каляки-маляки. Знания скифов о своей земле, которые излагает Геродот, поразительны.
Ну, кто знает кочевые культуры, того не удивишь, память кочевников и сейчас невероятно четкая. http://bakhtov.com.ua/index.php?q=gallery&g2_itemId=2957
Квадратная форма отверстия меня удивила, вроде проще сделать круглую. Но дело такого рода, что для скифов квадрат это символ их царства, гармонии устройства страны. 10 дней пути по каждой стороне. Так что жертвенный алтарь на хорошую погоду, урожай и прочее. Для связи с подземным миром мертвых. Хтоническими богами. Вполне возможно, что как раз вот так приносили жертвы богине Деве в Степи. Таврам было проще, они отрубали головы эллинам на красивых видовых вершинах с вертикальными обрывами. Голову потом варили и насаживали на кол в ограде база (ну, загородка для скота). Тело сразу сбрасывали с обрыва вниз. Скифам-кочевникам приходилось сложнее. Не везде в Степи найдешь обрыв. Так что придумали такое переносное устройство. 4 и 4 ритуальных углублений для горючего масла тоже понятны — по сторонам света. Ну и размер центрального квадрата вполне соответствует отрубленной голове.
«Кровавые жертвоприношения людей и животных, видимо, более поздние, чем бескровные, известны, судя по археологическим материалам, еще с крито-микенской эпохи. Практика человеческих жертвоприношений, сопровождаемая сбором крови в особые вотивные сосуды для совершения возлияний хтоническим богам, а также ритуальный каннибализм существовали и в более поздние эпохи и зафиксированы письменными источниками.
Как показывают археологические материалы с территории Крымского Приазовья, местному населению были совершенно не чужды подобные религиозные воззрения и обряды. Человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм существовали и здесь, причем вплоть до средневекового периода.» …. «Использование жерновов, каменных корыт, костей жертвенных животных является, таким образом, характерным элементом каких-то обрядовых действий, смысл которых далеко еще не ясен. Возможно, это был единый комплекс с выраженной хтонической символикой.»
Vladimir Bakhtov, 1969 г. у села Ближнее Боевое неподалеку от Феодосии проведены раскопки. Под насыпью невысокого кургана оказался ряд погребений, в том числе кеми-обинских, с которыми связана находка интересной каменной плиты. Большая, размером 1,30×1,25×0,30 м, округлая в плане, явно обработанная по краям плита лежала близ центра кургана в небольшой яме с остатками жертвоприношений: костями человека, животных, обломками посуды. В центральной части плиты имелось прямоугольное отверстие размером 0,30×0,25 м, на верхней ее плоскости — 34 круглых углубления чашевидной формы. Диаметр этих углублений 3—5 см, глубина до 1,5 см.

Как свидетельствуют многочисленные находки, подобного рода чашевидные углубления появляются еще в эпоху палеолита. Известны они и в неолитическое время, но особенно широкое распространение получают в период энеолита и бронзы, доживая — как пережиточное явление — до наших дней.
В Крыму чашевидные углубления неоднократно отмечались исследователями на стелах и плитах кеми-обинской культуры — III—II тысячелетий до н. э. Этим же временем датируются плиты с подобными углублениями на территории Украины и Кавказа. Установлено, что в древности они служили для жертвоприношений и возлияний, т. е. носили сугубо культовый характер.
Не приходится сомневаться, что и назначение плиты, найденной у села Ближнее Боевое, было аналогичным. А отверстие в центре этой плиты, о котором мы упоминали, служило для закрепления в нем в вертикальном положении антропоморфной стелы.
Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/stepnie-kurgani8.html

«Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны четырехугольника Скифии составляют 4000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка, — еще столько же. Такова величина этой области». Четырехугольник, квадрат.
А теперь посмотрим на побережье. Какой, к скифской бабушке, квадрат? Это же просто не пойми что по побережью. Ломаная линия, которую А.С.Пушкин не зря называл Лукоморьем, т.е. лукой, изгибом морского берега.
Мог этого не знать Геродот? Мог, если считать, что он – «бессовестный лгун, который в Скифии не бывал и составил ее описание на основании отрывочных и противоречивых сведений, полученных от своих предшественников и купцов, бывавших в Ольвии, а все детали и подробности просто выдумал для придания видимости достоверности своему рассказу». Есть такое мнение у некоторых историков.
«Как определил Б.А. Рыбаков, Геродот пользовался аттическим стадием, равным 177 м. День пути он принимал равным 200 стадиям (около 36 км). День плавания, вычисленный по известным расстояниям между пунктами, также оказался равным примерно 36 км».
А вот Плиний Старший (это уже 4 века спустя):
«Дальше идет Понт Эвксинский, обширное море, которое прежде называлось Аксинским. Оно достигает отдаленных земель и, крутым поворотом берегов изгибаясь в два рога, вытягивается в одну и в другую сторону так, что окончательно принимает форму скифского лука».