В этом обзоре я повторю свою первую версию (как пример того, что все-таки мои представления об истории Крыма развиваются по мере того, как я читаю книги и путешествую), она будет вторым пунктом.

Первое, конечно — как оно было на самом деле. Никакого шаманизма, никакой мистики. Только отчет о неудачной военной операции «тавроскифов» против колонии микс-эллинов Ольвия, на тот момент она попала в зависимость от Римской империи. Собственно, поэтому и отбилась. «Тавроскифы» на то время уже были сарматизированы, пользовались знаками тамга. Кстати, тамга это не родовые знаки, а территориальные клановые. Совсем не обязательным в первые века новой эры в Степи и в долинах Предгорья было кровное родство, главным был знак «Я Свой».
Интересно и показательно, что знаки тамга в культуре современных крымских татар утрачены. Ну, у многих коренных народов историческая, династическая, родовая память вытравливалась советской идеологической машиной. Кладбища уничтожали бульдозерами, жгли книги, прятали в спецхраны записи из мечетей и церквей. Ну, о грустном не будем.
Кому не охота читать дальше — главный смысл скальных росписей Таш-аир это назидание потомкам о провальной военной операции. Нечто вроде комиксов, у которых происходили занятия по НВП (начальной военной подготовке) для юношей из трех соседних долин (кланы долин обозначены знаками тамга). Таш-Аир это часть очень важной горной вьючной тропы, такие в Крыму называют «ишачка». Она ведет от Бахчисарая через долину Качи в долину Бельбека. Собственно, неудачный военный поход против Ольвии привел к тому, что потомки тавров, скифов, готов, аланов сохранили под своим контролем только маленький кусочек земель в Юго-Западном Крыму.
- Ольвия, Боспорское царство и Римская империя в первые века новой эры.
Вначале весьма интересная цитата о том, что контроль Римской империи (Византии) над Северным Причерноморьем по торговым и стратегическим соображениям объединил Ольвию (юг нынешней Николаевской области Украины) и Боспорское царство (оба берега Керченского пролива, ныне Россия). Далее в цитате указывается весьма смутно о «союзе варварских племен» — это нашествие готов, в основе своей древнегерманские племена с Балтийского моря. Но шли они на юг очень долго, успели обзавестись детьми с батскими женщинами, затем привлекли союзников из славян, угрофинов, сарматов… То есть, действительно, это был очень пестрый союз варварских племен. Однако, я бы поостерегся утверждать, что цивилизации микс-эллинов эти варвары нанесли урон. Готы усвоили кавалерийское дело от аланов (сарматов), а морское дело от микс-эллинов. Через некоторое время технологии постройки больших судов дошли и до Скандинавии, стала мощно развиваться цивилизация викингов. Мир был единым, вдоль речных долин постоянно происходило продвижение технологий, идей, купцов и ремесленников, инструментов и артефактов.

«Вплоть до третьей четверти II в. имперская провинциальная администрация не оказывала гражданской общине прямой военной помощи, а ограничивалась лишь дипломатической поддержкой, посредничеством в заключении оборонительного союза с сарматами и размещении в городе отряда пехотинцев из состава иррегулярных войск и боспорских кавалеристов. В третьей четверти II в. в Ольвии был размещён стационарный римский гарнизон, что свидетельствует об изменении роли Ольвии в римской политике в Северо-Западном Причерноморье. В конце II — начале III вв. связи Ольвии с империей укрепляются. При этом есть основания полагать, что в это время гражданская община получила права автономии, на основе которых и регулировались римско-ольвийские контакты на государственном уровне. Всё это привело к появлению в городе лиц, обладавших правами римского гражданства, и началу процесса романизации населения. Но он не оказал существенного воздействия на основную массу населения, которая в основном сохраняла исконно греческие традиции, и вплоть до вывода римских войск из Ольвии в третьей четверти III в. носителями норм провинциально-римской культуры оставались главным образом военнослужащие имперского гарнизона. В третьей четверти III в. Ольвия была разгромлена полиэтничным союзом варварских племён, и характер взаимоотношений с империей после этого события, как, впрочем, и особенности исторического развития этого центра в позднеантичный период в целом, ещё ждёт своего углублённого исследования.»
- Боспорские кавалеристы — насколько я себе это представляю — выходцы с Северного Кавказа, адыги, черкесы. Там с незапамятных времен наследство передается только одному сыну. Все остальные мальчики с детства готовят себя к военной или полицейской службе.
Во II в. н. э. Ольвию снова теснили тавро-скифы. Город старался обезопасить себя сначала дипломатическим путем и «дарами», а затем обратился за помощью к римской власти. В средине II в. н. э. в Ольвию были посланы римские войска из состава армии, стоявшей в Нижней Мёзии; тавро-скифы были оттеснены и заключили с Ольвией выгодный для нее договор, гарантированный заложниками. В начале III в. н. э. политическая зависимость Ольвии от Рима усилилась, что нашло свое выражение в официальном присоединении города к провинции Нижней Мёзии.»
Источник: http://histerl.ru/vse_mareriali/top/antichnie_gosudarstva_severnogo_prichernomoria.htm
Еще повторю одну из моих относительно недавних публикаций (2010 год):
Вот на что я обратил внимание, читая учебник проф. доктора истор. наук Игоря Храпунова «Древняя история Крыма» (2007)
из главы 7, Поздние скифы:
… разгром позднескифских поселений в конце I — начале II в. н. э. логичнее всего связать с продвижением на запад сарматских племен.
Немного времени спустя после описанных событий тавроскифы напали на Ольвию. Ольвиополиты обратились за помощью к римскому императору Антонину Пию (138-161 гг.). Римляне совместно с ольвийским ополчением нанесли варварам поражение. Тавроскифам пришлось заключить невыгодный для себя договор, а исполнение его условий гарантировать выдачей заложников.
В результате всех этих событий территория обитания скифов сократилась до относительно небольших пределов предгорных районов центрального и юго-западного Крыма.
с. 147
итак в том же учебнике И.Храпунова (с. 45) по поводу всем известной надписи на скальном обрыве Таш-Аир написано достаточно осторожно, что ее датируют энеолитом или эпохой бронзы. Но сам материал помещен в главу «Неолит».
Школьники из кружка исторического фехтования при Алуштинском центре детского творчества, рассматривая прорисовку этих изображений сходу сказали, что изображены профессиональные воины, то есть не некие охотники с копьями, а воины с копьями и щитами. То есть надпись создана не позже 5 тысяч лет назад.
Ну а затем дети сказали, что изображена некая военная операция со штурмом крепости, причем с использование подкопа (с опорами, чтобы свод не обваливался) и применением баллисты — камнеметательной машины.
Ну и наконец кто-то из школьников сказал, что самый сложный и красивый знак — это римский стандарт с орлом выше перекладины и дельфином ниже перекладины.
Собственно, моя скромная роль в установлении точной датировки и смысла надписи Таш-Аир сводится только к двум «открытиям»:
— первое «открытие», где-то случайно попалось на глаза, что орел и дельфин это символы античной Ольвии
— «открытие» второе — это собственно, то, что я удосужился прочесть в учебнике о том, что ольвиополиты около 150 года новой эры сформировали ополчение под римским протекторатом. Несложно догадаться, что штандартом этого ополчения была выполненная по римским канонам табличка на шесте, украшенном древними символами Ольвии — Орлом и Дельфином.
Итак, в тексте Храпунова наблюдается некое «перескакивание»: глава называется «Поздние скифы«, потом говорится о неких «тавроскифах«, затем о варварах и наконец просто «скифы«. На самом деле довольно удачный монтаж как бы разных этнонимов крымского населения тех времен из разных источников. Хорошая иллюстраци того, что некое безумное количество «волн кочевников» или неподдающееся запоминанию число германских «народов», участвовавших в Великом переселении, чаще всего завышают количество реальных этносов в 3-4 раза.
Речь идет об эллинизированных оседлых жителях Предгорного Крыма (имевших возможно еще какое-то влияние на западном, северо-западном побережье и на Керченском полуострове), пытавшихся время от времени бороться со средиземноморской колонизацией и неэквивалентной торговлей.
Характер росписи вероятно служил реваншистским воспитательным целям для жителей нескольких соседних долин, как можно судить по трем сарматским тамга в правом верхнем углу.
По схеме, очевидно, когда-то учились штурмовать крепости, делать подкопы, пользоваться камнеметательными орудиями, правильно охранять лагерь (например, от нападения хищников на лошадей).
В итоге римляне все же не закрепились в Крыму, но вышибла их отнюдь не горстка тавро-скифов, а мощное объединение многих европейских и азиатских варваров.
Но я не исключаю, что офицерские курсы варварских командиров могли происходить как раз у обрывов Таш-Аир.
Так что вполне можно сказать, что у Симферопольского объединенного училища (где в 1980-х годах обучали командиров для партизанских отрядов и террористических групп из 40 стран Азии, Африки и Латинской Америки) предшественники по тактическим занятиям были еще в середине II века новой эры.
… собственно, историки это такие историки… какое-то невероятно винегретное мышление. С одной стороны есть факты и объекты. С другой стороны — навязанные в юности шаблоны. Ну, как можно римский штандарт, да еще настолько общеизвестный (орел и дельфин) запихивать в каменный век? — Ну, чем древнее, тем значительнее археологический памятник. Как-то так, наверное?
2. Моя старая публикация о Таш-Аире. Привожу без правок:
Культурный шок
Шаманские скальные росписи Таш-Аира