Возвращение на Мангуп: мы с Андреем навестили Яшу (2000 год) в археологической экспедиции

2000-год был еще продолжением лихих 90-х по стилю и по достатку. Денег все еще не было. Даже для меня просто поработать за еду в археологической экспедиции было вполне интересно и соблазнительно. Немножко помахать киркой (моя специализация как политического каторжника была именно корчевать пни — эта работа требует в меру физической силы, но более того напряжения умственного, терпения и упорства. или может быть — упоротости. На самом деле, я не могу остановиться, если корчую пень, то должен выдрать его целиком со всеми корнями).
Ну вернемся к исходному тексту:
«У меня сейчас только один выходной, так что если бы не дети, я никуда бы и не выбирался.
Но в начале июля объявился Яша и попросил у меня палатку для экспедиции. И, конечно, чтобы я с ним поехал. Пришлось пообещать, что появлюсь в гости.
Я не люблю ни больших компаний, ни одиночества, поэтому я пригласил Андрея, зная что его увлекает история.

Золотой Мальчик, или Медитация в Сердце Мангупа
Золотой Мальчик, или Медитация в Сердце Мангупа. Особое примечание для озабоченных — мальчик в трусах! — вот там такой синенький треугольничек виден )))

Мы были на Мангупе всего лишь 22 часа, но надеюсь, наш репортаж покажет настоящее приключение.
Я уже располагал неплохим автомобилем БВМ, служебный транспорт моего шефа, это был один из двух на тот момент слепых миллионеров Украины и единственный слепой миллионер Крыма, он разрешил мне взять своего личного водителя — на самом деле это был Юрчик. В детстве Юрчик строил Таблетку вместе со мной и своими друзьями. В общем, люди мы не чужие. Так что Андрей сразу почувствовал себя спокойно и весело.

Выбрались мы поздно, но прибыли на место быстро. Перед штурмом плато мы решили слегка подкрепиться и взять гостинцев для друзей наверху. Моя золото-ордынская кровь запузырилась от восторга, когда я обнаружил чайхану на курьих ножках с матрацами и подушками. О, великий Аллах, как же я люблю валяться на мягком, набив живот вкусностями!!! Мы с Андрюшей долго боролись с соблазном прямо здесь и заночевать.

Но набить мозоли для нас важнее, чем набить брюхо, так что мы все-таки потащились по тропе. Лианы-удушители и покосившиеся надгробья караимского кладбища в сумраке леса приветствовали наш верный выбор.

Еще на подходе к лагерю, у родника, меня как редкого везунчика припахал Яша. Он, оказывается, дежурил, ну а я, естественно, нес за него немерянного размера канистру с водой. Впрочем, несли мы все вместе. Играющие в волейбол скелетодобытчики какое-то время вычисляли, кто я есть, а потом заулыбались и сделали ручкой. Андрюша стразу понял, что мы среди своих.

Впрочем, достаточно времени мы погуляли вдвоем.

Сложно сказать, почему на Мангупе очень много церквей. Возможно, было много разных конфессий христианства. Знатные люди предпочитали молиться только в родовых храмах.
Пещерный храм с видом на Главную гряду Крымских гор. Сложно сказать, почему на Мангупе очень много церквей. Возможно, было много разных конфессий христианства. Знатные люди предпочитали молиться только в родовых храмах.

Когда потом я выяснял, что ему больше всего понравилось на Мангупе, он это выделил: «Все здороваются, все узнают друг друга или сразу знакомятся, все очень интересные люди«. Правда. Неинтересные сюда просто не поднимаются. Тяжело это. В неприступности есть свои прелести.

Я в то время был беден, но зато худ. Это самый известный пролом мыса Тешкли-бурун. Дырявый мыс. В разные времена в нем была тюрьма с пыточным столбом, сокровищница, монастырь.
Я в то время был беден, но зато худ. Это самый известный пролом мыса Тешкли-бурун. Дырявый мыс. В разные времена в нем была тюрьма с пыточным столбом, сокровищница, монастырь.

Мы подкормили Яшу и его друга чебуреками и пахлавой, потом поужинали со всеми, побродили немного по плато, чтобы народ издали насладить моими трелями на сопилке (вблизи из-за моего сопения, сипения, хлюпания носом и прочими отверстиями эффект не тот). Как всегда, на 10 минуте музицирования из-под земли возникли две девицы. Я бы с удовольствием обозначил Яшины ночные перспективы (как это было в прошлом году, когда ему было 14, а его студентке 18). Но эти девицы задали такой вопрос — «А вы курите ганжу?» (мангупская конопля известна своей ядреностью), что пришлось ответить им, что мы не курим, не пьем, не целованные и прочее не. Они тут же опять провалились сквозь землю, ушли искать братьев-нариков.

А у костра в лагере был настоящий сейшн. Гитара ходила по кругу, белоказачьи песни сменял «Чайф» и «Примус», «Лед Зеплин» и «Летить бык» (украинский вариант «Let it be». Нас угостили местным винцом из Изабеллы, мы выкатили чипсы и сардельки, которые тут же заскворчали на углях. Сытно, тепло и весело, и слегка пьяно — почему нет? Где еще приучать ребенка к вину, если не здесь и не сейчас?

Я тоже вволю поорал, вспомнил хиты прошлого сезона — а что мне остается делать, если подбирать новые вещи некогда? Но вообще приятнее было подпевать, особенно новые вещи. Ну и конечно, приятно, когда мне подпевали цоевские «Видели ночь» и «Игра» (я ее пою напоследок, как колыбельную, и дети послушно отправляются «в мешок»).

По случаю воскресенья подъем был не в пол-шестого, а в восемь, а начало работы вообще была отложено на 10, так что мы ушли в Южный монастырь.

Андреевский крест на фоне фрески Христос Эммануил. Мангуп, Южный монастырь
Андреевский крест на фоне фрески Христос Эммануил. Мангуп, Южный монастырь

Прогулки после работы на раскопе.

Вообще-то внизу пару веков была тюрьма с пыточным столбом. Зачем караульной команде нужна была эта ниша, я даже и не знаю...
«Полка для телевизора» в верхнем ярусе пещеры Барабан-коба. Вообще-то внизу пару веков была тюрьма с пыточным столбом. Зачем караульной команде нужна была эта ниша, я даже и не знаю… Может быть там стояли какие-нибудь герани?  Вообще, палачи обычно люди сентиментальные, обожают бабочек, цветочки и всякое такое трогательное… Может быть у них там были какие-нибудь куколки-медведики?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.